Горячие эмали Людмилы Зайчиковой

ДРАГОЦЕННАЯ ЖИВОПИСЬ
Горячие эмали Людмилы Зайчиковой — это чистейшей воды живопись. Конечно же, весьма специфическая: крепчайшая, суперматериальная, прямо таки драгоценная — все-таки ведь выделана она из металла и стекловидных красок. Но при этом создает художница не декоративные украшения, а полноценные станковые образы, эмоционально и содержа­тельно богатые. Это не означает, разумеется, что работы Зайчиковой не декоративны. Нет, она остро чувствует красоту красок и умеет подать их толково и эффектно. Но декоративность ее эмалей отнюдь не самодостаточна. Она служит задачам построения развитой картинной образности. Художница сливает воедино все изобразительные элементы. И каждое изображение обращается в некое живописное поле, подвиж­ное, трепетное, с четко выявленными силовыми линиями и цветовыми доминантами. Эта слитность изображений оборачивается музыкальностью: звучания красок сливаются в тонкие, изысканные мелодии. А вместе с тем все элементы изобразительности обращаются в моменты повествования, опять-таки тонкого, непрерывно развертывающегося, на­сквозь поэтического. Впрочем, лиризм этой эмальерной жи­вописи заключает в себе и иронию, и мягкий юмор, и разно­образные аллюзии, и фантасмагорию. Пространства эмаль­ерных «картин» населены скоморохами и котами, клоунами и игрушечными лошадками, рыбами и сиренами. Плывут, взлетают, парят, словно птицы или облака, дома, деревья, заборы… И никакой разницы нет между живыми существами и столь же живыми вещами, между реалиями жизни и фан­тастикой. Тут все живое и странное, причудливое и загадочное и чрезвычайно обаятельное, душевным теплом лучащееся. Что-то очень уютное есть в строе и настрое всякого образа. Однако всякий мирок, по-женски любовно отстроенный худо­жницей, не замкнут в себе. Все эти многомудрые коты и рас­тущие здания, рыбы и кони, прочая фантасмагорическая живность — все они проживают на фоне небес, в соседстве с далью и бесконечностью. Впрочем, есть у Зайчиковой и такие работы, тема которых — именно безбрежность космоса. Обычно это — составные арт- объекты, сочетающие в себе элементы живописи и дизайна. По сути дела, это особый пласт искусства Зайчиковой, но, конечно же, не обособленный от изображений фантасмагори­ческих игр, от пейзажных и натюрмортных изображений. Космические образы, словно камертон, задают особый — кос­мический — ритм всей эмальерной живописи калужской худож­ницы. У таких маленьких эмалей — очень крупный строй. Они созданы настоящим мастером. Право же, Людмила Зайчикова в ряду ведущих деятелей европейского искусства эмали. И тому есть убедительное свидетельство — не так давно она стала обладателем Гэан-при авторитетнейшего междуна­родного симпозиума художников-эмальеров, ежегодно прохо­дящего в венгерском городе Кечкемете. А еще одно свиде­тельство тому — нынешняя выставка эмалей Зайчиковой: работы сами говорят за себя.

Владимир Обухов